Как правильно составить заявление о вступлении в наследство

Составление заявления

Заявление о вступлении в наследство, образец которого можно найти в этой статье, отправляется к нотариусу или непосредственно в суд. В каких случаях это возможно и что делать, если пропущены сроки обращения?

Как грамотно оформить заявление?

Чтобы правильно составить заявление о вступлении в наследство, отправляемое в нотариальную контору по месту последней регистрации погибшего завещателя и получить свидетельство о наследственных правах, следует придерживаться следующего алгоритма действий:

  1. Собрать бумаги, которые потребуются при обращении к нотариусу.
  2. Выяснить, в какую именно нотариальную контору необходимо их отправить.
  3. Составить текст документа.
  4. Обратиться с бумагами к специалисту.

Образец заявления о принятии наследства

Обращение к юристу за консультацией

Оформление текста документа

Заявление на вступление в наследство обязательно составляется в письменной форме и содержит следующие сведения:

  • указание наименования нотариальной конторы по месту открытия наследства и города, где она находится;
  • данные паспорта заявителя (адрес проживания, контактная информация и ФИО);
  • изложение просьбы (о выдаче свидетельства и/или установлении принятия наследства);
  • подпись и дата оформления;
  • сведения об умершем завещателе (дата рождения, ФИО, последний адрес проживания);
  • список иных правопреемников (если известно).

Образец заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство

Документы для обращения к нотариусу

Для своевременного принятия наследства важно подготовить пакет документов в установленный законом период. Перечень бумаг, необходимых для оформления свидетельства:

  • паспорт наследника;
  • свидетельство о гибели завещателя или судебное постановление о признании наследодателя погибшим;
  • выписка, полученная из домовой книги или ТСЖ, о последнем месте проживания завещателя;
  • доказательства родства с наследодателем (свидетельство об усыновлении, рождении, браке);
  • заявление о вступлении в наследство в письменной форме;
  • иные бумаги, информацию о которых можно уточнить в нотариальной конторе (например, справка об инвалидности).

Сбор документов

Сроки отправки документов

Подача заявления осуществляется в течение полугода с момента открытия процедуры, т. е. со дня гибели завещателя или после вступления в юридическую силу судебного заключения о признании наследодателя погибшим (1154 и 1114 статьи ГК РФ).

В отдельных случаях эти сроки продляются, а именно:

  • если наследственное право лица появилось вследствие отказа предыдущего наследника, закон предоставляет ему дополнительные 3 месяца, отсчёт которых начинается после окончания 6 месяцев обязательного периода;
  • если наследственные права гражданин получил в связи с отстранением недостойного наследника (1117 статья ГК РФ), ему предоставляются дополнительные полгода для отправки бумаг.

Пропущенный период для обращения к нотариусу может быть восстановлен (при наличии у наследника уважительных причин) с помощью написания соответствующего иска в суд.

Образец заявления в суд о принятии наследства

В этом случае факт принятия устанавливается в судебной инстанции, а не через нотариуса. В тексте документа указываются все имеющиеся правопреемники.

Полезные советы

Чтобы составить заявление о вступлении в наследство правильно, гражданину рекомендуется обратиться непосредственно к специалисту по месту открытия процедуры и получить бланк для заполнения. Это связано с тем, что большинство специалистов предпочитают работать со своими формами документации.

Также при составлении заявления о факте принятия наследства заявитель должен подписать его лично, а не через представителя (его помощь допускается только при оформлении бумаг для предоставления свидетельства).

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

нет комментариев

Добавить комментарий