Как документально подтвердить владение земельным участком?

Право собственности на землю

Право собственности на землю, подразумевает возможность владельца распоряжаться земельным наделом по своему усмотрению. Согласно действующим правовым актам, регистрация права собственности на земельный участок допускается в следующих ситуациях: приватизация (бесплатное переоформление муниципальной собственности в личное пользование), на правах наследника, по договору дарения или купли-продажи.

Бывают случаи, когда люди владеют землёй, но при этом не спешат оформить право собственности. Такие граждане полагают, раз они получили землю от государства, они являются полноправными владельцами. Это не соответствует действительности. Признание права собственности требует документального подтверждения. Пока на руках у владельца не появятся соответствующие документы, он не может являться собственником с юридической точки зрения. Давайте разберёмся во всех тонкостях этого вопроса.

Что даёт документ

Право собственности на землю, подразумевает массу преимуществ для владельца. Например, без этой бумаги нельзя построить дом или обнести землю забором. Для таких действий необходимо межевание земли. Эта процедура определяет границы земельного участка.

Если земля не имеет определённых границ, возводить на ней жилые здания и хозяйственные постройки невозможно. Самостоятельная застройка признаётся незаконной и подлежит сносу.

Регистрируем право собственности на участок

Кроме того, подтвердить законность притязаний на земельный участок, без документальных подтверждений довольно сложно. То, что вы занимаете территорию без документальных оснований, может рассматриваться, как самозахват. Такое деяние влечёт за собой административную ответственность.

Обратите внимание, что без данного документа невозможно подвести на участок инженерные коммуникации. Обычно, представители газовой службы, водоканала и горэлектросети, при трассировке руководствуются данными Росреестра. Этот орган ведёт учёт всем объектам недвижимости на территории страны, включая земельные участки.

Регистрация права собственности происходит на основании правоустанавливающих документов. Все зарегистрированные участки заносятся в реестр и отображаются на карте. Если вашего надела там нет, с юридической точки зрения, его не существует в природе.

Подытоживая вышесказанное можно отметить, что данный документ определяет земельный участок как объект права собственности.

Процедура оформления

Содержание права собственности на землю регламентировано статьёй 209 Гражданского Кодекса. Здесь прописаны следующие положения:

  1. Фактическое обладание земельным участком.
  2. Возможность самостоятельно определять юридическую судьбу земли (подарить, поменять, передать по наследству).
  3. Преимущества правообладания на ресурсы и полезные свойства. Например, если на принадлежащей вам земле обнаружатся полезные ископаемые, они будут принадлежать вам.

Соответственно содержание права собственности даёт практически неограниченные возможности владельцу. Давайте разберёмся, как оформить право собственности.

Прежде всего, потребуется собрать документы, подтверждающие статус владельца. Если земля обреталась в пользование до 2000 года, могут возникнуть определённые трудности со сбором правоустанавливающей документации.

В то время, строгого учёта участков не велось, поэтому хватало членской книжки садового товарищества. Для государственной регистрации этого недостаточно. Поэтому, чтобы получить документ, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Найти продавца и попросить его подтвердить факт перехода прав собственности.
  2. Доказать свои права через суд. В качестве доказательств суду можно представить всю имеющуюся документацию, квитанции об оплате членских взносов.
  3. Если земля входит в состав садового товарищества, сначала нужно приватизировать всю территорию. Потом проводится межевание с последующим выделом надела в натуре.

Обратите внимание, что регистрация права собственности на земельный участок, допустима лишь после определения границ надела. Для этого нужно вызвать землеустроителей и провести процедуру межевания.

Межевание земельных участков

Учтите, что нужно предварительно согласовать с соседями расположение дорожек и подъездных путей. После проведения геодезических работ, владельцу выдадут кадастровый паспорт на землю. Учтите, что межевание и подготовка документации может занять несколько месяцев.

Когда кадастровая документация будет получена, приступаем к процедуре государственной регистрации. Стоит отметить, что право частной собственности на землю может быть получено единолично или на нескольких владельцев. В последнем случае, будет оформлено несколько свидетельств о праве собственности, по количеству владельцев.

Стоит упомянуть про такую процедуру, как прекращение права собственности. Данное действие возможно в добровольном либо принудительном порядке. Добровольное прекращение права собственности происходит так:

  • отчуждение в пользу другого лица;
  • отказ от имущественных притязаний, если участок не представляет интереса для владельца.

В обеих ситуациях прекращение права собственности происходит на основании письменного заявления владельца.

Вынужденное прекращение права собственности происходит в следующих случаях:

  • использование земли не по целевому назначению;
  • выкуп участка государством для своих нужд;
  • изъятие в связи с невыполненными долговыми обязательствами.

Разобравшись, как происходит оформление земельного участка, рассмотрим, что нужно для государственной регистрации.

Особенности регистрации

Давайте разберёмся, как происходит регистрация права собственности. Сразу отметим, что такие полномочия возложены на Росреестр. Чтобы сэкономить время можно обратиться в МФЦ, здесь также принимают документы в режиме одного окна. Однако МФЦ является лишь посредником, что значительно раздвигает временные рамки при получении свидетельства.

Как выглядит регистрация прав собственности на земельные участки? Необходимо обратиться в Регпалату и написать соответствующее заявление. Бланк и образец заполнения можно получить по месту обращения. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • гражданский паспорт;
  • правоустанавливающие бумаги. Здесь используются документы, на основании которых вы стали владельцем;
  • кадастровая документация на земельный надел. Обратите внимание, что межевой план обязателен;
  • платёжную квитанцию, подтверждающую, что госпошлина оплачена.

В зависимости от ситуации, может потребоваться дополнительная документация. Об этом вам сообщит госслужащий, который принимает пакет документов. Все собранные бумаги, за исключением документов, удостоверяющих личность, будут приняты на регистрацию. О принятии бумаг, заявителю выдаётся расписка, с подписью ответственного лица.

Регистрация собственности занимает от 7 до 10 дней. Точную дату можно узнать при подаче заявления. В назначенный день нужно явиться в Регистрационную палату, предъявить паспорт и полученную расписку, забрать свидетельство права собственности.

Возможные затраты

Финансовая сторона

Регистрация права собственности — процедура платная. Стоимость оформления зависит от многих критериев. Приведём минимальные расценки, действующие в Москве.

  • составление кадастрового плана участка с уточнением границ – от 12 000 рублей;
  • технический план строения (если есть) – от 3 000 рублей;
  • госпошлина – от 200 рублей.

Напоминаем, что это минимальные расценки. Цена на оформление прав собственности изменяется в зависимости от удалённости, площади объекта и сложности выполняемых работ. Кроме того, самостоятельный сбор документов довольно сложен. Многие справки и выписки действительны определённый отрезок времени, поэтому многие собственники предпочитают обращаться за помощью в специализированные организации.

Здесь за единовременную оплату, подготовкой необходимой документации будут заниматься квалифицированные юристы. Стоимость услуг специалистов начинается от 25 000 рублей. В эту стоимость входит полное юридическое сопровождение процедуры.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

нет комментариев

Добавить комментарий