Что такое доверительное управление имуществом?

Бесплатная консультация юриста по телефону: 8 (499) 677-17-74       8 (812) 241-16-36 Содержание:

Доверительное управление имуществом

Доверительное управление недвижимостью применяется в основном в коммерческих целях. Например, если гражданин занимается сдачей в аренду жилой и нежилой недвижимости. Если сдаваемый объект один, проблем не возникает. Арендатор самостоятельно занимается оформлением договоров и взиманием арендной платы.

Но если речь идёт о нескольких объектах и при этом арендодатель проживает в другом городе или области, возникают трудности с юридическим сопровождением сделки. В такой ситуации и применяется доверительное управление имуществом.

Здесь выписывается доверенность на третье лицо, которому собственник передаёт право управлять недвижимостью. Обычно составляется двухсторонний договор, где прописаны обязанности и ответственность сторон. Например, управляющий принимает имущество без права продажи.

Доверительное управление применяется и в наследственных делах. Если между претендентами возникают имущественные споры, доверенность выписывается на нотариуса, который получает право управлять недвижимостью, до передачи её законному наследнику.

Сдача квартиры в аренду по доверенности

Что можно передавать в управление

Доверительное управление (без права продажи) распространяется в основном на коммерческие объекты, которые приносят прибыль владельцу. Согласно законодательству, доверенность на временное управление можно оформить на следующее недвижимое имущество:

  • офисные помещения;
  • склады;
  • торговые точки;
  • объекты жилой недвижимости;
  • промышленные предприятия и комплексы.

Обратите внимание, что совместно с недвижимостью в доверительное управление переходят денежные средства и ценные бумаги. Отдельно оформить доверенность на управление финансами нельзя, только если они являются неотъемлемой частью имущества.

Доверительное управление недвижимостью нельзя оформить на объекты, изъятые из оборота. Кроме того, не допускается передача прав на управление водными ресурсами, лесными массивами и природоохранными зонами.

При этом можно передавать имущество с наложенным на него обременением. Об этом собственник обязан известить управляющего. В противном случае последний вправе расторгнуть договор и получить материальную компенсацию в размере годового вознаграждения за оказанные услуги.

Общие положения

Каждая доверенность на управление недвижимостью имеет свои особенности и нюансы, которые оговариваются между собственником и управляющим. Поэтому приведём общие положения временной передачи права собственности.

  1. Договор заключается на строго определённый срок. По закону, доверенность не может выписываться на срок более 5 лет. Если стороны не расторгли соглашение и не вносили в договор изменения, доверенность продлевается на аналогичный срок на прежних условиях.
  2. Управляющий вправе самостоятельно выбирать способ управления недвижимостью, без права продажи вверенного объекта.
  3. Проводя сделки с недвижимостью, управляющий всегда действует от своего имени, однако, в документах совместно с подписью ставится приставка Д. У. (доверительный управляющий).
  4. Согласно действующему законодательству, доверенность на распоряжение имуществом выписывается только на индивидуального предпринимателя или организацию. Такой вид деятельности попадает под определение «коммерция» и облагается налогом.
  5. Объект недвижимости, на который выписана доверенность, исключается из общей имущественной массы собственника. Соответственно не допускается передача имущества в счёт взыскания долгов собственника. Исключением является, ситуация, когда объект, переданный в доверительное управление, считается залогом.

Подписание договора

Обязательные пункты

Условия обязательные к исполнению согласно договору, регламентированы Гражданским кодексом. Вот перечень пунктов:

  • наименование объекта, переходящего к управляющему. Если имущество сложносоставное, прилагается опись;
  • указать заинтересованное лицо, в интересах которого будет действовать управляющий;
  • стоимость услуг по доверительному управлению. Если финансовый вопрос неинтересен сторонам, в данном пункте указывается – безвозмездно;
  • временные рамки.

Если по данным пунктам не достигнуто соглашение сторон, договор не имеет юридической силы. Помимо обязательных пунктов, рекомендуем согласовать следующие условия:

  • ограничений по доверенности. Например, без права продажи;
  • возможность передачи управляющим своих полномочий другому субъекту;
  • варианты управления недвижимостью;
  • график предоставления управляющим отчёта о своих действиях;
  • возмещение финансовых затрат, возникших при доверительном управлении имуществом;
  • ответственность при нарушении условий договора.

Счета счетов доверенным лицом

Обязанности и ответственность управляющего

Учитывая, что главным действующим лицом такого договора является сторона, на которую выписана доверенность, полезно будет рассмотреть права и ответственность. Итак, управляющий вправе:

  1. Самостоятельно привлекать арендаторов, с целью получения максимальной выгоды.
  2. Заключать договора и следить за соблюдением условий, включая взимание арендной платы.
  3. Страховать вверенное имущество с целью снижения рисков.
  4. Следить за своевременной оплатой счетов за предоставленные коммунальные услуги. Если в договоре с арендатором этот пункт не указан, оплачивать счета самостоятельно.
  5. Следить за сохранностью вверенного имущества, даже в ущерб собственным интересам.
  6. Урегулировать конфликтные ситуации с арендаторами.

Если управляющий не справляется со своими обязанностями, он несёт материальную ответственность. В частности, возместить собственнику упущенную выгоду либо стоимость испорченного имущества.

Обратите внимание, что договор, может быть расторгнут в одностороннем порядке. В этом случае, инициатор обязан возместить другому участнику сделки понесённые убытки.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.