Актуальные способы защиты товарного знака в РФ

Конкуренция на современном и российском рынке столь велика, что в попытках обойти конкурентов некоторые игроки используют нечестные методы борьбы. Если на рынке выделяется товар, который сочетает в себе достойное качество и приемлемую стоимость, он сразу оказывается под пристальным вниманием конкурентов и становится востребован у потребителей. Однако, находятся недобросовестные игроки на рынке, которые стремятся получить выгоду на добром имени удачливого соперника. В результате возникают случаи подделки торговой марки продукции. Законодательство России защищает добросовестных производителей. В статье мы расскажем о законных способах защиты от посягательств на интеллектуальную собственность.

Виды товарных знаков

Статья 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет товарный знак как обозначение индивидуализации товаров индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Если последние предлагают не товар, а услугу, она предоставляется под знаком обслуживания, который соответствует тем же требованиям, что и товарный знак.

В бизнес-среде нередко используют и другие синонимичные термины, такие как «торговый знак», «бренд», «логотип». Они не имеют юридической силы и подходят под определение «товарный знак» либо «знак обслуживания».

Существуют такие виды товарных знаков:

Словесное обозначение

Представляет собой наименование товара либо компании, которое включает буквы, слова и их комбинации, выполненные посредством определенного шрифта. Для словесных товарных знаков выбирается определенная цветовая гамма, однако не используются элементы графики. К этой группе также относятся рекламные слоганы.

Графическое обозначение

Исполняется в виде эмблемы, рисунка предметов или символа, который выступает отличительным признаком производителя. При этом изображение может сочетать в себе несколько рисунков и цветовых решений. Яркий пример такого товарного знака – логотип McDonald’s.

товарный знак - графика

Комбинированное обозначение

Сочетают в себе текстовую и графическую информацию, выполненную с использованием определенных цветовых решений и шрифтов.

товарный знак - словесное обозначение

Объемное обозначение

Представляет собой объекты, выполненные в трехмерном измерении. Они в том числе могут быть упаковкой товара. Один из ярких примеров – стеклянная бутылка Coca-Cola, имеющая уникальную запатентованную форму.

объемное обозначение бренда на примере бутылки кока-колы

Звуковое обозначение

Товарные знаки, представляющие собой комбинацию звуков, слоган. Они широко применяются в ходе рекламной деятельности в СМИ (на радио и телевидении), а также актуальны для операторов мобильной связи.

Преимущества правовой защиты товарных знаков

Правовая защита товарного знака осуществляется посредством его регистрации в уполномоченных органах тех стран, где планируется его использование.  Это необязательная процедура, однако она необходима для защиты интересов компании.

Нередко возникают ситуации, когда в нечестной конкурентной борьбе другие производители начинают поставлять на рынок товар либо услугу под видом успешного бренда, продукты которого пользуются стабильным спросом и хорошей репутаций. Во-первых, это влечет отток клиентов и как следствие – недополучение прибыли. Во-вторых, когда на рынке появляется некачественная подделка под тем же товарным знаком, это становится причиной испорченной репутации компании.

В регистрации товарного знака нуждаются не только крупные, но и мелкие производители. Если своевременно, в начале существования компании не выполнить эту процедуру, конкуренты могут воспользоваться ситуацией и начать выпускать продукцию под таким же или крайне похожим названием, то есть начать зарабатывать на честном имени и репутации, в которые не вложили свои деньги. Что еще хуже, недобросовестные игроки рынка могут первыми подать документы на регистрацию, и тогда уже недальновидный предприниматель не сможет отстоять свои интересы даже в суде. Таким образом, регистрация товарного знака предотвращает фактически факт его кражи.

Сразу после регистрации товарного знака компания прилучает ряд прав и преимуществ:

  • право использовать зарегистрированный объект по всей территории, где действует регистрация;
  • право использовать товарный знак во всех видах рекламной продукции, на товарах и их упаковках, в документах, в имени домена, а также при оформлении рекламного сайта;
  • право продать товарный знак либо передать его в пользование другим хозяйствующим субъектам;
  • право использовать товарный знак в качестве залога при совершении банковских операций;
  • возможность требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей соблюдения исключительных прав на зарегистрированный товарный знак (эта норма включает запрет на маркировку знаком схожих либо аналогичных товаров).

Особенности регистрации товарного знака

Товарный знак находится под защитой в стране его регистрации в связи с действием принципа территориальности по нормам международного права. Регистрация выполняется в соответствии с Международной классификацией товаров и услуг для регистрации товарных знаков.  На текущий момент она выделяет 34 класса товаров и 11 классов различных услуг.

На всей территории Российской Федерации вопросами защиты интеллектуальной собственности, в том числе регистрацией товарных знаком занимается ФИПС – Федеральный институт промышленной собственности.

Процедура регистрации занимает около года, но иногда растягивается до 15 месяцев. Право на товарный знак действует в течение 10 лет, после чего можно будет выполнить перерегистрацию. Таким образом, право распоряжаться товарным знаком можно без ограничений во времени – достаточно точно периодически продлевать регистрацию.

Регистрация в Российской Федерации действует лишь в пределах страны, как было обозначено выше. Чтобы иметь право распорядиться товарным знаком за пределами РФ, необходимо зарегистрировать его в соответствии с правилами тех стран, где планируется его использование.

Отметим, что в соответствии с нормами международного и российского права перед процедурой регистрации товарного знака следует удостовериться, что он может быть зарегистрирован. Часто аналогичный логотип уже используется другими юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. На текущий момент в Роспатенте уже зарегистрировано более полумиллиона объектов.

Сверка регистрируемого товарного знака с уже зарегистрированным на предмет совпадений находится в компетенции Патентного бюро. Эта организация сравнивает логотип либо наименование в теми, которые уже состоят в базе данных, чтобы исключить любые возможные совпадения.

По окончанию процедуры выдается свидетельство о регистрации товарного знака удостоверяющие права владельца распоряжаться им и использоваться для ведения коммерческой деятельности.

Использование товарного знака третьими лицами

Индивидуальный предприниматель либо юридическое лицо вправе осуществлять контроль использования обозначения другими лицами. Эта норма распространяется на такие частные случаи:

  • выполнение маркировки продукции, ее упаковка, продажа, транспортировка, а также рекламная деятельность с целью продвижения товара;
  • использование товарного знака в качестве знака обслуживания;
  • упоминание в документах, регулирующих оборот продукции;
  • использование с целью продвижения продукта посредством рекламных буклетов, флаеров, вывесок, баннеров и т.п.;
  • использование в сети Интернет, включая название домена и адрес электронной почты.

Правовая защита товарного знака распространяете исключительно на случаи, когда третьи лица заинтересованы в обогащении. Правообладатель не имеет права осуществлять регулирование обращения логотипа, когда оно выполняется в личных целях и не преследующее цель получение прибыли. Правообладатель также не имеет права запрещать осуществление каких-либо действий с товарным знаком третьему либо, если им (владельцем) ранее было выдано письменное согласие. Эти особенности важно учитывать при защите зарегистрированной интеллектуальной собственности от посягательств, кражи, копирования и других нежелательных действий.

Наличие свидетельства о регистрации у правообладателя не гарантирует, что товарный знак не будет использован недобросовестными конкурентами, чтобы извлечь финансовую выгоду. Такие ситуации требуют немедленных и решительных действий в рамках закона. Однако, как показывает практика, защита интеллектуальной собственности требует больших усилий, участия квалифицированных юристов и выводов независимых экспертов.

Виды правовой защиты товарного знака в Российской Федерации

Чем больше компаний и индивидуальных предпринимателей появляется на рынке, тем актуальнее становится вопрос правовой защиты товарного знака. В случае неправомерного использования интеллектуальной собственности ее владелец имеет право на возмещение ущерба в требуемом размере. Эти нормы регламентируются административным, гражданским и уголовным правом.

Среди способов правовой защиты товарного знака выделяют: гражданско-правовой, административно-правовой, уголовное преследование.

Гражданско-правовая защита

Осуществляется через арбитражный суд. В компетенцию этих органов власти входит рассмотрение дел о защите исключительного права на товарный знак, о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака вследствие его применения на товарах, не имеющих единых характеристик, а также о заключении и об исполнении лицензионного договора и договора о передаче исключительного права на товарный знак.

Процесс представляет собой подачу искового заявления потерпевшей стороной с изложением требований о прекращении незаконного использования объекта интеллектуальной собственности. В документе выставляется требование возместить финансовый ущерб в результате незаконных действий ответчика.

Комментируют эксперты по защите интеллектуальной собственности из КСК групп: «На практике в большинстве случаев не удается определить точно сумму этого ущерба, поэтому может выставляться требование выплатить компенсацию в определенном размере.» Размер такого штрафа в соответствии с российским законодательством может составлять от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Размер регламентируется статьей 1515 Гражданского кодекса Российской Федерацию. Чтобы получить компенсацию, истцу достаточно предоставить доказательства несанкционированного использования товарного знака.

К гражданско-правовой защите относится также публикация решения арбитражного суда в СМИ. Эта мера призвана восстановить репутацию пострадавшей стороны.

Административно-правовая защита

Этот вид защиты представляет собой направление обращения пострадавшей стороной в Палату по патентным спорам (для оспаривание незаконной регистрации товарного знака), таможенные органы (для предотвращения ввоза на территорию страны товаров, маркированных незаконными логотипами) либо в Антимонопольную службу по месту регистрации нарушителя либо по месту совершения противоправных действий (для выявления и противоборства со случаями недобросовестной конкуренции).

Уголовное преследование

В статье 180 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрено наказание за незаконное использование товарного знака. Чтобы применить этот вид защиты, истец должен предоставить доказательства, что ответчик неоднократно незаконно использован товарный знак, что повлекло финансовый ущерб. Этой же 180-й Уголовного Кодекса предусмотрена ответственность за применение предупредительной маркировки, если знак в действительности не зарегистрирован.

Самозащита собственников товарных знаков

Собственники торговых знаков в настоящее время стремятся их защитить своими силами, и стоит отметить, что это один из действенных и эффективных методов. В ход идет использование фигурных емкостей, голограмм и других элементов, которые сложно подделать или скопировать.

Такой метод требует дополнительных затрат со стороны владельцы товарного знака, однако в случае несанкционированного использования его интеллектуально собственности (подделки. Копирования) будет намного проще доказать факт правонарушения в судебных органах.

Защита товарного знака в сети Интернет

В эпоху развития современных технологий Интернет стал площадкой, где недобросовестные конкуренты могут легко воспользоваться чужим хорошо раскрученным и успешным именем

При покупке домена владелец может ошибочно полагать, что он имеет исключительное право как на имя ресурса, так и на материалы, публикуемые на сайте. В действительности, домен вносится юридическим лицом, осуществляющим регистрацию, в реестр доменных имен. Такая регистрация действует в течение 1 года, после чего следует повторить процедуру. Таким образом, права владельца сайта ограничиваются сроком регистрации домена.

Может возникнуть ситуация, при которой контент сайта будет скопирован. При этом суд не посчитает это правонарушением, поскольку регистратор контента не несет ответственность за его воспроизведение сторонними лицами.

Чтобы обезопасить от противозаконных действий, способных испортить имидж компании и привести к финансовым убыткам, следует принять меры, то есть официально зарегистрировать все компоненты интернет-ресурса.

Название домена регистрируется в качестве товарного знака. Оформление сайта можно защитить, оформив патент на промышленный образец. Программный код сайта следует регистрировать в качестве программы. Изображения нужно депонировать в авторском сообществе.

Официальная регистрация всех вышеупомянутых объектов не обезопасит от несанкционированных действий третьих лиц, однако в случае правонарушения владелец сможет привлечь нарушителя к ответственности в рамках правового поля и запросить у него компенсацию, которая покроет издержки.

Отметим, что иногда объекты интеллектуальной собственности регистрируются за пределами Российской федерации. В этом случае у владельца должны быть подтверждающие документы о правообладании, признанные нормами российского права. В этом случае процедура защиты товарного знака в сети Интернет не отличаете от описанной выше.

нет комментариев

Добавить комментарий