Заказчик-застройщик и его допуск СРО

Вопрос получения СРО заказчиками-застройщиками сегодня вызывает ожесточенные споры. Ситуация усложняется перспективой изменений в действующей ныне системе организаций на саморегуляционной основе. Потому потребность во вступлении в СРО для заказчиков-застройщиков рассматривается в двух вариациях – нынешней, и учитывающей изменения, который вступят в силу в течение нескольких месяцев.

Принципы организации деятельности СРО актуальные ранее

Нередки случаи, когда компания-застройщик привлекает генерального подрядчика с последующим перекладыванием на него полного пакета функций, связанных со строительством. Сам же застройщик не принимает никакого участия в строительных работах. Приказ № 624 Министерства регионального развития регламентирует полный перечень видов деятельности, которой может заниматься застройщик без обязательного получения допуска саморегулирующей организации. Любая другая активность должна проходить исключительно при наличии упомянутого допуска.

Принципы организации деятельности СРО актуальные ранее

Согласно третьему пункту статьи 706 Гражданского Кодекса РФ заказчик-застройщик способен осуществлять самостоятельный и полноправный контроль над соблюдением всех строительных норм и правил на объекте с соблюдением указанных сроков только при условии наличия специального мандата саморегулируемой организации. Генеральному подрядчику невозможно перепоручить упомянутую функцию – только заказчик-застройщик может получить допуск СРО. Альтернатива – задействование компаний-контроллеров. Они способны выполнять перечисленные функции, но необходимость в получении разрешения остается. Однако вступать в СРО для этого уже не обязательно, но для самой компании однозначно не будет лишним.

Разобраться в проблеме поможет понимание разницы между заказчиком-застройщиком и техническим заказчиком. У них различные функции и обязательства. Они не могут быть одним лицом. Застройщик – непосредственный владелец участка, где ведутся работы. О техническом же заказчике много сказано в Гражданском кодексе. Технический заказчик – исполнитель высокого уровня, уполномоченный самостоятельно заключать договоры подряда. На него же возлагается функция организации строительных работ и финансового контроля. Последнее выполняется исключительно от имени застройщика. Сам застройщик одновременно может выполнять функции технического заказчика – выполнять работу своими силами, не привлекая лиц со стороны.

По своей сути, лицо, выполняющее функции технического заказчика, работает и застройщиком и контролером. При подобных обстоятельствах вступление в саморегулируемую организацию обязательно – только получив мандат, выполнение полного объема функций на объекте становится доступным.

Обязательства и функции, выполняемые заказчиком

Любой член саморегулируемой организации обязан иметь допуск к реализации следующих функций (помимо распоряжения материальной базой, предусмотренного по умолчанию):

  • оформление и составление полного пакета проектной документации и финансовых отчетов всех типов;
  • составление и подписание бумаг, подразумевающих заключение договоров подряда и генерального подряда;
  • ведение бухгалтерского и налогового учета на всех уровнях;
  • контроль над ходом проведения работ, связанных с изысканием. К таковым относятся и исследования грунта, и исследования воды, и геодезический анализ местности, и проведение всевозможных экспертиз с участием независимых экспертов;
  • контроль всего происходящего на строительной площадке на любых этапах строительства. Надзоры технического и авторского характера входят в упомянутую группу;
  • подготовка бумаг, связанных со сдачей готового проекта в эксплуатацию. Проведение работ, связанных со сдачей квартир и взаимодействием с клиентами.

Каждая перечисленная выше функция включает до десятка второстепенных, описывающих специфику работ в полной мере.

Изменения в законодательстве

В 2017 году вступил в силу закон №372, предусматривающий новый порядок распределения функций на строительных объектах. Согласно нему, исполнять роль технического заказчика имеют право исключительно члены саморегулируемых организаций. Более того – они обязаны полностью соответствовать требованиям саморегулируемой организации касательно профессиональных навыков сотрудников, стажа работы на строительных объектах, наличия необходимого оборудования и так далее.

Получение допуска невозможно без уплаты вступительного взноса. Финансовые траты идентичны сумме нескольких расходных статей. К таковым относятся расходы на страхование, общие ежемесячные взносы, взносы в фонды компенсации и т.д.

Застройщик-заказчик, вступая в саморегулируемую организацию, получит возможность пользоваться такими преимуществами:

  • полное взаимодействие и взаимопомощь с прочими членами СРО. Заказчик получит голос и возможность влиять на принятие конкретных решений;
  • возможность изменения документации в соответствии с развитием новых технологий;
  • защита и представление интересов всех участников вне зависимости от статуса;
  • право пребывать на внутренних съездах СРО, конференциях, переговорах и т.д.

Новая редакция закона устранила возможность трактовать его двояко и максимально ясно регламентировала требование допуска саморегулируемой организации к техническим заказчикам.

Упомянутый закон предусматривает ряд ситуаций, когда техническому заказчику будет отказано в получении допуска саморегулируемой организации во время проведения строительных работ. В частности, государственным предприятиям не требуется допуск, когда роль заказчика играет государственная корпорация/муниципальная структура.  Действие закона не распространяется и на юридические лица, сформированные публичными и правовыми структурами для осуществления деятельности в строго регламентированном диапазоне. Они освобождены и от уплаты соответствующего взноса.

Остались вопросы? Напишите ваш вопрос в форме ниже и получите развернутую консультацию юриста:

нет комментариев

Добавить комментарий